Больно жирно живём? Власти готовят жителей Коми к принятию непопулярных мер

6 Апреля 2018

Специалисты Контрольно-счётной палаты (КСП) Коми провели анализ действующих в регионе мер социальной поддержки населения в рамках реализации закона РК от 12 ноября 2004 года «О социальной поддержке населения в Республике Коми» (анализируемый период с января 2014 по декабрь 2017 года).

Общая тональность отчёта КСП такова - в Коми слишком много льготников и с эти надо что-то делать.

По итогам 2017 года объём средств республиканского бюджета, направленных на реализацию мер социальной поддержки населения составил 7 миллиардов 25 миллионов 131 тысячу рублей (с учётом средств федерального бюджета), увеличившись по сравнению с 2014 годом в 1,2 раза.

Число получателей льгот за анализируемый период возросло с 862 тысяч 277 до 910 тысяч 258. Здесь сделаем важное уточнение, под «получателями льгот» имеется в виду арифметический подсчёт объёмов льгот, а не конкретные люди. То есть кто-то имеет право получать несколько мер социальной поддержки, а некоторые вообще никаких. Поэтому в итоге и выходят цифры, значительно превышающие количество жителей в Коми.

В отчёте подчёркивается, что в рамках реализации социальных мер поддержки наблюдается крен в предоставлении льгот не по признакам нуждаемости в них, а по формальной принадлежности к той или иной социальной группе.

Не будем мелочиться?

Самой большой по числу получателей и по объёму расходуемых средств по итогам 2017 года являются категории граждан - «ветераны труда» и «ветераны труда Республики Коми». На них приходится фактически треть всех социальных выплат (2 млрд. 284 млн. рублей). Это даже больше, чем объём выплат малоимущим (2 млрд. 122 млн. рублей).

Напомним, что ветераны пользуются льготами по оплате жилья и коммунальных услуг, по оплате проезда на различных видах транспорта, получают ежемесячные денежные выплаты. При этом по итогам 2017 года удельный вес республиканской ежемесячной денежной выплаты (соответственно для ветерана труда - 467,34 и ветерана труда РК - 365,09 рублей) в доходе работающего ветерана составляет порядка одного процента. Специалисты Контрольно-счётной палаты считают, что данная льгота не играет существенной роли и в доходах неработающих пенсионеров (исходя из средней пенсии по региону в размере 16,5 тысячи рублей). В то же время размер средств республиканского бюджета для обеспечения данного расходного обязательства в 2017 году составил более 477 миллионов рублей, увеличившись за четыре года на 19,7 процента. То есть, по разумению чиновников, для пенсионеров, упомянутые деньги, - мелочевка, а вот для бюджета - сумма громадная.

«Таким образом, при росте расходов республиканского бюджета по данному направлению, данная мера не играет существенной роли в повышении материального обеспечения, распределяясь среди большого числа граждан. Такое «распыление» ресурсов бюджета среди получателей помощи (к числу которых относятся как малоимущие, одиноко проживающие граждане, так и граждане с высоким уровнем доходов) не способствует эффективной организации системы социальной защиты населения», - говорится в отчёте.

Намёк понятен

В разряд тех, кому «жить стало лучше, жить стало веселее» помимо ветеранов попали и специалисты, работающие на селе. В 2017 году из республиканского бюджета им было выделено более 350 миллионов рублей для покрытия льгот по оплате жилья и коммунальных услуг. В то же время средняя зарплата учителей в рамках выполнения «майских указов» выросла до 42,6 тысячи рублей, у врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское образование – до 63,7 тысячи рублей.

«Таким образом, вопросы поддержки трудоспособных работающих лиц с размером заработной платой сравнимой со средней по региону и выше требуют пересмотра, в том числе путём возможности введения критерия нуждаемости при предоставлении данной меры» (из отчёта КСП).

Льгота на льготе

По состоянию на 1 январе 2018 года ежемесячные выплаты ветеранам варьируются от 356 рублей 9 копеек (для ветеранов труда Республики Коми) до 3 тысяч 74 рублей 59 копеек для лиц, удостоенных почётных званий Республики Коми. При этом внятного обоснования столь значительной дифференциации размера социальной выплаты в региональных нормативных актах не содержится.

На сегодняшний день является нормой, когда республиканская ежемесячная денежная выплата для категории «Лица, удостоенные почётных званий Республики Коми», выплачивается независимо от получения указанными гражданами денежных выплат по другим основаниям и от места их жительства. К примеру, если гражданин, удостоенный почётных званий Республики Коми, является одновременно и ветераном труда, а также инвалидом (участником Великой Отечественной войны, либо ветераном боевых действий и т. д.) он может получать республиканскую ежемесячную выплату по нескольким основаниям за счёт республиканского бюджета, а так же ежемесячную денежную выплату за счёт средств Пенсионного фонда России. Кроме того, так как правом получения республиканской выплаты обладают в том числе, лица, выехавшие за пределы Коми, не исключена возможность получения ими аналогичных мер поддержки и за счёт бюджета другого региона.

«В целях исключения указанной ситуации предлагается пересмотреть условия предоставления ежемесячной денежной выплаты для категории «Лица, удостоенные почётных званий Республики Коми», введя ограничения права её получения для гражданина по одному из оснований» (из отчёта КСП).

Щедрые муниципалы

Практика показывает, что некоторые муниципалитеты, когда речь идёт о мерах социальной поддержки, довольно вольно распоряжаются бюджетными средствами. Например, «Почётный гражданин» Удорского района имеет ежемесячную прибавку к пенсии в размере 500 рублей. А в Сыктывкаре за это звание доплачивают 7 тысяч рублей. В Сосногорске при рождении (усыновлении, установлении отцовства) второго и третьего ребёнка выдаётся муниципальный сертификат на получение отцовского капитала, размер которого составляет 25 тысяч рублей.

КСП предлагает муниципалитетам «провести анализ объёма предоставляемых мер социальной поддержки источником финансового обеспечения которых служат средства местных бюджетов, категорий получателей, рассмотреть возможность применения критериев нуждаемости с целью оптимизации расходов местного бюджета и исключения дублирующих мер поддержки, предоставляемых по федеральному и региональному законодательству».

В отчёте КСП также ставится под сомнение эффективность действующего порядка предоставления льгот при оплате жилищно-коммунальных услуг, проезде в общественном транспорте, других мер социальной поддержки. Похоже, жителям Коми команда Сергея Гапликова готовит неприятные сюрпризы.

   

Сергей МОРОХИН