Референдум для Путина

26 Ноября 2017

23 ноября депутаты Государственного Совета Республики Коми большинством голосов утвердили постановление о соответствии правовым нормам, представленной Избиркомом РК инициативы о проведении референдума о переносе столицы из Сыктывкара в Ухту.

Решение предсказуемое, поскольку всем понятно, что оно должно вроде как увеличить явку избирателей на предстоящих в марте будущего года выборах Президента России, но вот последствия его могут носить самый неожиданный характер. Это была одна из многих причин, почему я голосовал против его принятия.

Сразу и не припомню, когда новость из Республики Коми попадала на информационную ленту европейского телеканала  «Евроньюс». О референдуме в Коми было сообщено где-то между новостями из Азии и Африки. В свете событий, происходящих в испанской Каталонии, мировые средства массовой информации могут преподнести референдум в Коми под каким угодно углом.

То и дело заходят разговоры, что результат выборов Президента России предсказуем. Поэтому они будут походить на «референдум о доверии» нынешнему главе государства Владимиру Путину. А тут ещё и Коми решила как-то неожиданно отличиться, подбросив «второй референдум». Вроде, нет тут ничего такого, хотя...

В своё время Венецианская комиссия Совета Европы приняла свод рекомендаций при проведении референдумов. В них нет каких-то революционных открытий. Всем ведь понятно, что вопрос о переносе столицы - это вопрос чрезвычайной важности. Поэтому прежде чем выносить его на референдум, должна пройти серьёзная общественная дискуссия.  Должны быть консультации с экспертами, определённые расчёты и разные другие мероприятия, которые позволили бы людям принять решение о продолжении работы по данному референдуму.  

Всего этого в Коми проведено не было. Всё решалось наспех и кулуарно. Поэтому и очевидные вопросы могут возникнуть по итогам выборов и итогам референдума в марте будущего года. Вообще будет дан, пусть и теоретический, повод обсуждать легитимность их проведения.

Инициатором переноса столицы выступила группа общественников из Ухты. Они почему-то считают, что если этого не сделать, то через десять лет в Республике Коми останется лишь один Сыктывкар, а все остальные города деградируют. Хотелось бы выслушать их аргументы в развёрнутом виде непосредственно на сессии Госсовета, но они на ней не присутствовали. Это уже само по себе выглядит как-то странно. Депутаты Госсовета от Ухты сразу публично заявили, что проведение референдума не поддерживают. Руководители администраций Ухты и Сыктывкара Магомед Османов и Валерий Козлов, Глава РК Сергей Гапликов пока никак не высказались.

Действительно, если и дальше затягивать проведение структурных реформ в экономике, то деградация произойдёт гораздо раньше. Не избежит её и Сыктывкар независимо от того, в каком он статусе будет. Перераспределение административных функций ничего не изменит.    

Негативные процессы набирают всё большие обороты. Если закроется последняя шахта в Инте, а их раньше было пять, то город, уголь которого в годы Великой Отечественной войны согревал жителей Ленинграда, позволил из руин поднять тамошние градообразующие предприятия, в ближайшие годы вообще может превратиться в посёлок городского типа. Российским властям придётся решать, куда переселить более 25 тысяч человек!

Такая же перспектива грозит и Ухте, откуда началось освоение богатств Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции. В советское время благодаря ухтинским учёным удалось открыть месторождения, позволившие смотреть с оптимизмом в будущее. Сегодня ситуация прямо противоположная. Сотни высококвалифицированных специалистов из «ПечорНИПИнефть» оказались невостребованными нынешними хозяевами нефтегазовых предприятий, поэтому институт расформировали. Наука не вписывается в колониальную модель природопользования, которая ведёт к серьёзным социальным конфликтам и экологическим катастрофам в северных районах Республики Коми.

Властям региона надо думать, как переломить негатив в социально-экономической сфере, как вернуть доверие населения, а не постоянно наспех решать какие-то сиюминутные задачи, которые затем оборачиваются в серьёзнейшие проблемы. Яркий пример – затянувшееся строительство школы в сыктывкарском микрорайоне  «Орбита».

Референдум о переносе столицы, если не брать в расчёт явку на выборах Президента РФ, сам по себе не несёт никакого конструктивного начала. А чтобы вообще затевать какие-то разговоры на эту тему, то надо хотя бы принять закон о статусе столицы Коми. Каждый новый столичный градоначальник подчёркивает его важность для сыктывкарцев и всей республики. И так продолжается уже не одно десятилетие.


Олег МИХАЙЛОВ,

депутат Госсовета РК, первый секретарь Коми рескома КПРФ