В состоянии хаоса

23 Октября 2018

В 2016 году Глава Республики Коми Сергей Гапликов внёс в Государственный Совет Республики Коми законопроект под названием «О перераспределении отдельных полномочий в сфере рекламы между органами местного самоуправления в Республике Коми и органами государственной власти Республики Коми».

Внесению данного законопроекта предшествовал довольно серьёзный предвыборный скандал, когда С. Гапликов разместил на рекламных билбордах Сыктывкара свою агитацию под видом социальной рекламы (а вернее вместо неё), а значит, бесплатно.

Говорят, что за применение административного ресурса С. Гапликова довольно серьёзно отчитали в администрации Президента РФ, поскольку об этом скандале написали многие федеральные СМИ.

Тогда же в администрации С. Гапликова посчитали, что информационная утечка связана с неподконтрольностью рынка наружной рекламы политическому руководству Коми. Стоит напомнить, что администрацией Сыктывкара в конце 2016 года руководил Владимир Голдин, который демонстрировал политическую равно удалённость и не стал вмешиваться в скандал на стороне С. Гапликова.

Всё же полномочия по регулированию рынка наружной рекламы в соответствии со ст. 19 Федерального закона «О рекламе» отнесены к органам местного самоуправления.

Юридической лазейкой для принятия закона послужила возможность передачи полномочий в области наружной рекламы органам государственной власти субъекта РФ, но только на земельных участках неразграниченной государственной собственности и находящихся в собственности субъекта РФ.

Во время принятия законопроекта его авторы – чиновники администрации С. Гапликова указывали на несовершенную работу муниципалитетов в этом направлении. Так, законом предусмотрено, что рекламные конструкции должны размещаться в соответствии со схемой рекламных конструкций, утвержденной муниципалитетом. Иными словами, любая рекламная конструкция должна размещаться только в соответствии со схемой, все остальные конструкции – незаконны.

На 2016 год такие схемы были разработаны далеко не во всех муниципалитетах, где-то эта работа была пущена на самотёк, где-то не велась вообще.

Кроме того, авторы законопроекта указывали на гигантский объём незаконной рекламы, особенно в Сыктывкаре, при этом системной работы по её демонтажу и привлечению к ответственности за её размещение не проводилось.

Плюс ко всему пояснительная записка пестрила обещаниями увеличить поступления в бюджет в 4-5 раз после передачи полномочий Республике Коми, унификации внешнего вида рекламных конструкций по всей республике и создании единых и понятных для всех участников рынка правил игры и улучшению конкуренции на рынке подобных услуг.

Необходимо отметить, что участники рынка к законопроекту отнеслись отрицательно, поскольку ещё в марте им был представлен пенсионер МВД - бывший сотрудник ОВД Сыктывдинского района С. Пономарёв, который объявил, что планирует полностью пересмотреть подход к регулированию рынка и демонтировать большую часть рекламных конструкций, принадлежащих местным предпринимателям, а по возможности завести на рынок более крупных игроков, с которыми будет проще договариваться.

Против выступили и некоторые муниципалитеты, поскольку доходы от рекламной отрасли (в первую очередь арендные платежи за землю) предполагалось направить в бюджет Республики Коми.

Так или иначе законопроект был принят и вступил в силу с 1 января 2017 года. Тогда же было создано государственное казённое учреждение «Коми реклама», которое и возглавил С. Пономарёв.

Им было тут же объявлено, что никаких разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций (в том числе существующих по которым ранее выданные разрешения истекли) им выдаваться не будет. Что все конструкции с истекшими разрешениями надо демонтировать, причём сделать это самостоятельно, или он это сделает сам.

Было чётко сказано, что год уйдёт на разработку документов, а новые разрешения будут выдаваться с января 2018 года. При этом его мало волновало, что рынок на этот период становился не совсем легальным и участники рынка, особенно ему не угодные, будут вынуждены полностью свернуть свою деятельность, потеряв все свои инвестиции.

Одновременно, была увеличена плата за землю в 2,5 – 3 раза, что однако не повлекло за собой роста поступлений в бюджет, поскольку большая часть конструкций стала нерентабельной и была демонтирована, либо по экономическим, либо по административным (истечение срока разрешения) причинам. Напротив, объём поступающих денег упал, и в 2017 году оказалось, что доходов в казну «Коми реклама» принесла меньше, чем потратили на её содержание налогоплательщики! Одновременно, расцвёл рынок незаконной рекламы на всех заборах, остановках и иных самодельных конструкциях, объём которой увеличился в несколько раз по сравнению с 2016 годом. При этом «Коми реклама» не занималась борьбой с теневым сектором, поскольку все свои усилия сосредоточила на ликвидации легальных конструкций, которые стали нелегальными либо по причине истечения сроков разрешений, либо по причине произвольного исключения их из схемы рекламных конструкций.

Самым негативным моментом реформы стало фактическое установление двоевластия в сфере наружной рекламы, поскольку на земельных участках разграниченной муниципальной собственности вся полнота полномочий осталась у органов местного самоуправления (в Сыктывкаре таких, например, 80 процентов).

При таких раскладах уже ни о какой унификации правил в сфере наружной рекламы не может быть и речи.

С момента принятия закона прошло почти два года и к сегодняшнему дню стало очевидным, что «Коми реклама» оказалась не способна управлять отраслью на территории всей республики, при этом бездеятельность «Коми рекламы» подтверждена надзорными органами в лице УФАС и Прокуратуры Коми, которые констатировали, что реформа привела к массовому нарушению законодательства со стороны «Коми рекламы» в виде неисполнения переданных полномочий по выдаче разрешений на установку рекламных конструкций. За два года не было проведено ни одних торгов на право размещения рекламных конструкций, при том, что разрешения истекли по нескольким сотням конструкций.

Подавляющее большинство операторов рынка требуют прекратить беззаконие и навести порядок. Единственный способ – это отменить действие закона, который себя не оправдал и привел рынок к состоянию хаоса.

Сама «Коми реклама» комментирует сложившуюся ситуацию так, что два года – это слишком мало времени, чтобы начать работать полноценно, и к концу 2018 года будут разработаны новые схемы рекламных конструкций только для двух муниципалитетов, а торги состоятся не ранее середины 2019 года (план работы ООО «Коми реклама» не предусматривает проведение торгов до конца 2020 года вовсе), то есть состояние хаоса в этом секторе продлится еще неопределенное количество времени.

Вот и получается, что предприниматели вынуждены работать на ставших уже нелегальными рекламных конструкциях, платить гигантские штрафы за незаконную рекламу, при этом продолжать платить за землю. Одновременно, клиенты уходят в теневой сектор, «Коми реклама» продолжает бездействовать, а бюджеты муниципалитетов потеряли ещё один источник дохода.

 

Андрей НИКУЛИН